областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 
"Черемховский медицинский техникум"



Функциональная диагностика

Аннотация к образовательной программе

профессиональной переподготовки по специальности

«Функциональная диагностика»

Настоящая программа переподготовки представляет собой совокупность требований, предъявляемых к специалисту, работающему в должности старшей медицинской сестры, медицинской сестры отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской и кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии. Срок обучения 504 часа.

Область профессиональной деятельности специалистов:

- оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

- пациент и его окружение;

- здоровое население;

- средства оказания лечебно-диагностической и профилактической помощи;

- первичные трудовые коллективы.

Медицинская сестра/медицинский брат осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:

- проведение профилактических мероприятий;

- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;

- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской, и кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии должна знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

- теоретические основы сестринского дела;

- основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;

- правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;

- статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций;

- правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;

- основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;

- основы валеологии и санологии;

- основы диетологии;

- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;

- основы медицины катастроф;

- правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

- медицинскую этику;

- психологию профессионального общения;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской, кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии должна уметь:

- оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований;

- осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому;

- осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными;

- ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях;

- проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача;

- обеспечивает выполнение врачебных назначений;

- осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта;

- ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения;

- руководит деятельностью младшего медицинского персонала;

- ведет медицинскую документацию;

- проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;

- осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов;

- осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской, кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии должна обладать общими компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов функциональной диагностики, в том числе детской, кабинетов ультразвуковой диагностики и эндоскопии должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Цели и задачи освоения программы

Слушатель, освоивший программу, должен:

Уметь:

- проводить подготовку пациентов к различного рода исследованиям;

- обеспечивать выполнение врачебных назначений;

- осуществлять учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта;

- руководить деятельностью младшего медицинского персонала;

- вести медицинскую документацию;

- осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;

- осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции;

- осуществлять методику проведения и снятия ЭКГ с применением функциональных и фармакологических проб по назначению врача;

  • произвести регистрации ЭКГ в основных 12 отведениях (l, II, III, AVR,AVL, AVF, VI-V6) в дополнительных правых грудных (V3R V6R), высоких грудных (V1-V2), по НЭБУ(D, A, I);

  • определять зубцы и интервалы электрокардиограммы и их нормативы, осуществлять расчет зубцов;

- определять характер ритма и его частоту (уметь пользоваться таблицами Базетта);

- определять характер изменений на ЭКГ:

а) нарушения автоматизма;

б) нарушения возбудимости;

в) нарушение проводимости;

г) изменение ЭКГ, связанные с гипертрофией отделов сердца;

д) изменения ЭКГ, связанные с нарушением питания миокарда ( ОИМ);

е) изменения ЭКГ, связанные с изменением положения сердца в грудной клетке и особенностями конституции человека;

- проводить функциональные пробы;

- использовать аппаратуру для исследования функции внешнего дыхания;

- проводить обработку загубников, воздуховодов, осуществлять их хранение согласно требованиям санитарно-эпидемиологического режима;

- произвести расчет фактических величин спирограммы;

- произвести расчет данных величин по таблицам и формулам;

- производить оценку данных;

  • владеть техникой проведения электроэнцефалографии (ЭЭГ), реографии, холтеровского мониторирования ЭКГ, АД, уметь устранять артефакты;

  • обеспечивать необходимую подготовку пациентов перед проведением эндоскопических процедур;

  • доставлять биопсийный и цитологический материал в лабораторию для исследования;

  • проводить дезинфекцию и стерилизацию эндоскопической аппаратуры.

 

Знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

- основы диагностического процесса;

- правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;

- правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;

- основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;

- основы медицины катастроф;

- правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

- медицинскую этику;

- психологию профессионального общения;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

- основные сведения по анатомии и физиологии сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем;

- значение функциональных исследований в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и центральной нервной систем;

  • основные методы исследования функций сердца, органов дыхания, состояния сосудов, центральной нервной системы и других органов;

  • биологические и физиологические основы методов электрокардиографии, реографии;

  • возможные осложнения при проведении исследований и функциональных проб, меры по профилактике и принципы оказания доврачебной помощи;

  • принципы устройства, виды и типы электрооборудования, способы его эксплуатации и устранения важнейших неполадок;

  • технику регистрации, нормативы и изменения важнейших показателей.

Программа профессиональной переподготовки «Функциональная диагностика» предусматривает изучение следующих модулей:

  • универсальный модуль №1 «Система и политика здравоохранения в Российской Федерации»;

  • универсальный модуль №2 «Инфекционная безопасность и инфекционный контроль»;

  • специальный модуль №3 «Функциональная диагностика»;

  • универсальный модуль №4 «Медицина катастроф и неотложная помощь».

Освоение программы профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме экзамена.