Аннотация к образовательной дополнительной профессиональной программе
повышения квалификации «Управление и экономика в здравоохранении»
по специальности «Организация сестринского дела»
Настоящая программа повышения квалификации представляет собой совокупность требований, предъявляемых к специалисту, работающему в должности директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующей молочной кухней, отнесенной к группе по оплате труда руководителей; главной медицинской сестры, старшей медицинской сестры амбулаторно-поликлинического учреждения, действующего на правах отделений в составе лечебно-профилактического учреждения.
Срок обучения 216 часов.
Медицинская сестра детских соматических отделений осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;
- проведение профилактических мероприятий;
- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующая молочной кухней, отнесенной к группе по оплате труда руководителей; главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра амбулаторно-поликлинического учреждения, действующего на правах отделений в составе лечебно-профилактического учреждения должен/должна знать:
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- теоретические основы сестринского дела;
- основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
- правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
- статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций;
- правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;
- основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
- основы валеологии и санологии;
- основы диетологии;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- основы медицины катастроф;
- правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
- медицинскую этику; психологию профессионального общения;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующая молочной кухней, отнесенной к группе по оплате труда руководителей; главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра амбулаторно-поликлинического учреждения, действующего на правах отделений в составе лечебно-профилактического учреждения должен/должна уметь:
- Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований.
- Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому.
- Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными.
- Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях.
- Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача.
- Обеспечивает выполнение врачебных назначений.
- Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта.
- Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения.
- Руководит деятельностью младшего медицинского персонала.
- Ведет медицинскую документацию.
- Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
- Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов.
- Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующая молочной кухней, отнесенной к группе по оплате труда руководителей; главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра амбулаторно-поликлинического учреждения, действующего на правах отделений в составе лечебно-профилактического учреждения должен/должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Программа повышения квалификации «Управление и экономика в здравоохранении» предусматривает изучение следующих модулей:
- универсальный модуль №1 «Коммуникационное взаимодействие и информационные инновации в профессиональной деятельности»;
- универсальный модуль №2 «Участие в обеспечении безопасной среды медицинской организации»;
- специальный модуль №3 «Управление и экономика в здравоохранении»;
- универсальный модуль №4 «Оказание доврачебной медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях.
Освоение программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме экзамена.